загрузка...
загрузка...
Ремонт и обслуживание котлов подробнее.

Карл Роджерс является основателем феноменологического направления в психологии. Основываясь частично на взглядах экзистенциалистов, Роджерс считал, что основная тенденция человеческого существа – актуализировать свои потенциальные возможности. Это подразумевает, что в людях есть некая движущая сила, направленная на реализацию того, что заложено в природе конкретного человека. Все потенциальные возможности человека служат поддержанию и улучшению жизни. Тенденция актуализации – единственная движущая сила, все другие мотивы можно рассматривать как направленные на сохранение жизни и самосовершенствование.

Потребность в самоактуализации частично берет свое начало в биологических процессах – клетки организма растут, дифференцируются, делятся, - «актуализация» на организменном уровне.

Человек по своей природе добр, и Роджерс отрицал деструктивность и эгоизм как нечто присущее человеку.  Роджерс считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним. Если у индивида есть условия раскрыть свой врожденный потенциал, он будет развиваться оптимально и эффективно, жить в гармонии с собой и окружающими.

Тенденция актуализации направлена не только на снижение напряжения (сохранение жизни, поиск комфорта и безопасности), но также подразумевает повышение напряжения, что непременно связано с развитием.

Феноменологическая направленность теории Роджерса подразумевает, что реальным для индивида является только то, что существует в пределах субъективного опыта человека. Поведение человека можно объяснить только с позиции его системы координат, которая в каждом конкретном случае сугубо индивидуальна. Понять человека возможно лишь в контексте его психологической реальности, «взглянув на ситуацию его глазами», постигнув его внутренний мир.

Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения. Соответственно, для понимания проблем человека необходимо изучать его субъективные переживания, определяющие его поведение.

Важным пунктом в теории Роджерса является Я-концепция – субъективное представление человека о самом себе, о своем взаимодействии с миром, а также ценности, связанные с этими представлениями. Я-концепция доступна осознанию, хотя и не обязательно осознается. Другими словами, Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, она часто отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни.

Я-концепция включает в себя не только наши представления о том, какие мы есть, но и то, какими мы хотели бы быть. Этот компонент Роджерс назвал Я-идеальное. Это все те характеристики, которыми человек хотел бы обладать, но пока не обладает.

Это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

Я-концепция характеризуется достаточной целостностью, хотя и может меняться в результате нового опыта. Несмотря на изменения, у людей сохраняется ощущение, что они остаются сами собой.

Я-концепция формируется, начиная с раннего детства, на основе оценивания ребенка другими людьми. Сначала младенец не разделяет себя и окружающий мир – то есть не обладает самостью. По мере развития он учится отличать себя от остального мира, начинает ощущать себя как отдельный объект, что является основой для последующего формирования Я-концепции. На развитие Я-концепции решающее влияние оказывает ближайшее социальное окружение – родители, братья и сестры, другие родственники. Для адекватного формирования Я-концепции необходимо  положительное внимание – универсальная устойчивая потребность человека.

Впервые эта потребность выражается у ребенка как потребность в любви и заботе, а впоследствии сохраняется в удовлетворении человека при его одобрении другими людьми и фрустрацией, когда им остаются недовольны.

Потребность в позитивном внимании играет важную роль в воспитании, когда дети получают представление, что определенное поведение одобряется взрослыми и приводит к  позитивному вниманию, а другое – лишает. Это так называемое обусловленное позитивное внимание, или условие ценности. По мнению Роджерса, условие ценности причиняет вред ребенку в его становлении как полноценно функционирующего индивида – он зависим от мнения окружающих, ограничивает свой опыт только тем, что одобряется значимыми близкими.

В таких условиях у человека могут возникнуть трудности с осознанием того, кем он хочет быть.

В противоположность условиям ценности Роджерс выделил безусловное позитивное внимание, которое не зависит от конкретного поведения человека – в любом случае индивид оценивается положительно. Примером может служить внимание, которое мать уделяет своему ребенку – не потому, что тот ведет себя определенным образом и оправдывает ее ожидания, а просто потому, что он ее ребенок. По мнению Роджерса, безусловное позитивное внимание – обязательное условие актуализации ребенка.

Это означает, что ребенка любят без всяких условий и оговорок. Это не подразумевает атмосферы вседозволенности – просто ребенок не лишается любви ни при каких обстоятельствах, даже если он ведет себя несносно.

Роджерс выделил следующие характеристики полноценно функционирующих людей:

Открытость переживанию – способность осознавать свои самые глубокие чувства и мысли, в том числе и негативные.

Экзистенциальный образ жизни – тенденция жить полноценно, осознанно и насыщенно в каждый момент существования.

Организмическое доверие – способность принимать решения, ориентируясь на  собственные внутренние ощущения, а не на внешние авторитеты и собственные шаблоны поведения из прошлого.

Эмпирическая свобода – возможность жить свободно, без ограничений и запретов, то есть человек способен сделать практически всё, что хочет – но и только он отвечает за собственные поступки.

Креативность – способность творчески, гибко разрешать жизненные проблемы и приспосабливаться к меняющимся условиям окружения.

Согласно взглядам Роджерса, психологические проблемы возникают в том случае, если какой-то новый опыт (на уровне поведения или эмоций) не согласуется с Я-концепцией индивида, в результате чего возникает тревога. Причем, это несоответствие может не осознаваться. При угрозе целостности Я-концепции могут сработать механизмы защиты, направленные на сохранение представлений человека о самом себе и собственных ценностях. Роджерс выделил два таких механизма:

1) искажение восприятия;

2) отрицание.

     Если механизмы защиты не помогают и переживания человека не согласуются с его Я-концепцией (неконгруэнтность), тревога может возрасти до невротического уровня. При полной неэффективности защиты могут возникнуть психотические расстройства, когда «Я» не способно оградить себя от натиска угрожающих переживаний. Подобным образом Роджерс объяснял и развитие личностных расстройств, когда несоответствие между Я-концепцией и переживанием определяет тяжесть психологической дезадаптации. Согласно теории Роджерса, все психические расстройства можно разделить на три группы по отношению к переживанию неконгруэнтности:

Расстройства без переживания неконгруэнтности: у этих пациентов расстройство уживается с их Я-концепцией, когда больше страдает окружение пациента, чем он сам. Примером могут служить личностные расстройства, расстройства привычек и влечений.

Расстройства с компенсированным переживанием неконгруэнтности: хотя здесь имеются симптомы вследствие неконгруэнтности, но они не переживаются как угрожающие, потому что есть достаточная толерантность к неконгруэнтности. Например, человек имеет компенсированное тревожное расстройство, скажем, простую фобию, которая вполне уживается с Я-концепцией.

Расстройства с декомпенсированным переживанием неконгруэнтности: человек, по крайней мере, иногда замечает, что он неконгруэнтен, и имеет мотивацию к изменению. Сюда относятся многие невротические расстройства: депрессивные, фобические, тревожные, навязчивые, диссоциативные и соматоформные расстройства, а также нарушения адаптации.

     Таким образом, расстройство, по Роджерсу, связано с невозможностью интегрировать новый опыт, что может быть, в частности связано, с ригидной дисфункциональной Я-концепцией. Противоположность расстройству – полностью функционирующая личность, принципиально гибкая и открытая новым переживаниям, способная полноценно общаться и накапливать жизненный опыт.